«Вам и не снилось…»: трагическая судьба актера, сыгравшего главную роль в культовом фильме молодежи 1980-х
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Свою первую роль Никита Михайловский сыграл еще в 7 лет – благодаря отчиму, режиссеру Виктору Сергееву. На съемочной площадке мальчик оказался раскованным и артистичным, к тому же с 6 лет он работал фотомоделью и манекенщиком и не терялся перед камерой. С тех пор его будущее было определено. До того, как он сыграл Ромку в фильме «Вам и не снилось…», Никита успел сняться в шести картинах.
Когда режиссер Илья Фрэз собрался снимать фильм по повести Щербаковой, в Госкино возмутились: главные герои Рома и Юля – намек на Ромео и Джульетту? Щербакова возомнила себя Шекспиром? Чтобы не вызывать таких ассоциаций, главной героине дали имя Катя. Подвергся критике и трагический финал повести: главный герой погибал, упав из окна. Сценарий переписали, и Ромка остался жив.
Актрису на главную роль нашли сразу – ею стала 23-летняя Татьяна Аксюта, которой, на тот момент уже замужней, пришлось изображать первую влюбленность подростка. Исполнителя главной мужской роли не могли найти вплоть до начала съемочного процесса. Пробы не прошел ни один из актеров. И тогда вспомнили о 16-летнем школьнике Никите Михайловском, у которого уже был опыт съемок. Его утвердили без проб, в этом образе он был настолько убедителен, что всем казалось: этот мальчик знает о любви больше, чем его старшая партнерша, окончившая ГИТИС.
Когда фильм «Вам и не снилось…» вышел на экраны, разразился скандал. Создателей обвиняли в пропаганде любви в подростковом возрасте, разврате и безнравственности, в том, что режиссер откровенно показывал то, что следовало бы прятать и запрещать. Сейчас сложно понять, как трогательная история о первой любви двух 16-летних подростков могла наделать столько шума. Фильм стал лидером проката 1981 г., его посмотрели 26,1 млн зрителей. В том же году его признали лучшим фильмом по результатам опроса журнала «Советский экран».
После премьеры этого фильма юный актер, как говорят, «проснулся знаменитым». На него обрушилась невероятная слава. Ему приходили мешки писем – с благодарностью, откровениями, признаниями в любви. В ЛГИТМиК Никита Михайловский поступил без проблем, педагоги были им довольны и прочили ему успешную кинокарьеру.
В его жизни все происходило рано и с невероятной скоростью. Он рано женился и в 22 года стал отцом. Друг Никиты Борис Юхананов вспоминает: «…Я прозвал Никитку «Великий питерский сирота» – у него рано умерла мама, а с отцом они расстались еще в детстве, поэтому большая квартира напротив «Ленфильма» служила приютом чуть ли не для всего питерского андерграунда. У него было много друзей, его любили многие женщины, и он любил многих – он умел любить, а это редкий дар. Его хватало не только на дорогих ему женщин, но и на многочисленные письма и звонки поклонниц, которые не оставляли его в покое еще лет пять после выхода «Вам и не снилось»». В 1980-х актер продолжал сниматься в кино, но таких ярких и запоминающихся ролей, как в фильме «Вам и не снилось…», больше не было.
После трех лет брака Никита развелся и женился на художнице Катерине. Тогда он сам увлекался живописью, они устроили совместную выставку, и вырученные деньги перечислили в фонд детей, больных раком. Никто не подозревал о том, что та же болезнь уже съедала самого Никиту. Диагноз «лейкоз» прозвучал, как приговор. Никите нужна была пересадка костного мозга – дорогостоящая операция в Лондоне, на которую собирали деньги сначала среди знакомых, а потом через русских эмигрантов обратились за помощью к самой Маргарет Тэтчер. Но несмотря на все усилия, почти сразу после своего 27-летия Никита Михайловский ушел из жизни.
Борис Юхананов говорил о друге: «Душевные его вибрации были такого привлекающего свойства, что диапазон людей, с которыми он был дружен, невероятен. Никита находился в очень равных отношениях как бы целиком с культурой 1980-х годов, выраженной самыми разными людьми. И это был не просто диалог. он не поддерживал диалог, он его развивал».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
По опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей картиной 1981 года. Зрители рыдали над перипетиями судьбы мальчика Ромы и девочки Кати (в повести главную героиню, кстати, зовут Юля, но тогдашние чиновники от Госкино усмотрели в этом отсыл к шекспировским Ромео и Джульетте и потребовали найти для героини новое имя). А вот критики негодовали. «Как можно пропагандировать любовь в подростковом возрасте? — писалось тогда. — Это же аморально!» Но время, как известно, все расставляет по своим местам. Сейчас этот фильм — лишь трогательная, романтичная и грустная история о настоящей любви и настоящих чувствах.
В фильме сыграли Лидия Федосеева-Шукшина, Леонид Филатов, Елена Соловей, Альберт Филозов, Ирина Мирошниченко. Они уже в 80-е годы прошлого века были известными. А вот как сложилась судьба актеров, исполнивших роли влюбленных подростков, вспоминает сегодня «РГ».
Когда Татьяне Аксюте предложили сыграть девочку-старшеклассницу, актрисе было 23 года. И она уже была замужней женщиной. Но из-за своей природной миниатюрности Татьяна всегда выглядела намного моложе своих лет.
Таня родилась в Москве в 1957 году. С детства любила поэзию, даже сама пробовала писать стихи. О кино стала мечтать тоже с юных лет. И сразу же после окончания школы поступила в государственный театральный институт имени Анатолия Луначарского. Впервые в кино Татьяна снялась в 1977 году, исполнив эпизодическую роль в фильме «Перед экзаменом». Роль десятиклассницы Кати стала ее первой серьезной и самой звездной в кино. После выхода картины на Татьяну обрушилась настоящая слава: поклонники караулили ее у подъезда, засыпали письмами, на которые она физически не могла ответить, встречали возле театра, звонили даже в дверь квартиры. Все это ей было совсем не по душе: ей просто хотелось тихой и спокойной жизни. К тому же, она в то время уже стала молодой мамой. «Первые пять лет я вообще не могла на себя на экране смотреть, — признавалась впоследствии актриса. — На премьерных показах, где мы должны были присутствовать, на других смотрела, а на себя — только сквозь пальцы. Это как слушаешь свой голос на кассете и не узнаешь его, думаешь: «Боже, неужели это я?» Все какое-то фальшивое, ненастоящее».
Только через два года Татьяна Аксюта согласилась на съемки в еще одном фильме — приключенческой картине Александра Митты «Сказка странствий», где она сыграла с Андреем Мироновым. Фильм вышел на экраны в 1983 году. Актриса вспоминала, что множество экстремальных трюков в этой ленте ей приходилось выполнять самостоятельно, хоть у нее и была помощница-каскадерша. После Татьяна сыграла в таких фильмах, как «Прежде, чем расстаться», «Полевая гвардия Мозжухина», «Савраска». Параллельно со съемками актриса играла в Российском академическом молодежном театре, куда пришла сразу же после окончания института (тогда он еще назывался Центральным детским театром). «Я — театральная актриса, — считает Аксюта. — Театр для меня самое важное. А кино было просто случайностью и не доставляло никакого особого творческого удовлетворения. У меня же серьезных фильмов-то в жизни и не было». В театре ей, правда, тоже доставались роли в основном девочек-подростков. Хотелось бы сыграть что-то серьезное? На этот вопрос актриса однажды ответила так: «Конечно, мне хотелось играть безумные страсти. Я и в театр пришла потому, что у меня была несчастная любовь, и театр мне был нужен для того, чтобы выплеснуть куда-то свои чувства. Не поверите, но в юности я писала декадентские стихи в подражание Зинаиде Гиппиус. У меня всегда было несоответствие между моей внешностью и внутренним содержанием. Внутри я была роковой женщиной. Сейчас думаю: «Боже, как это было смешно и глупо!» Теперь я более легкий человек, чем в молодости».
Актриса никогда не огорчалась, что не стала суперзвездой. «Есть такие актрисы, которым нужно все время что-то играть, для которых трагедия, если роль досталась не им, — говорит Татьяна. — А для меня наоборот. Я радуюсь за других. И потом, я лентяйка, наверное. Думаю, хорошо бы это сыграть, хорошо бы то. Но на все надо столько времени! Нет у меня тщеславия».
Муж актрисы — Юрий Аксюта — известный музыкальный менеджер, теле- и радиопродюссер. Он — выпускник актерского факультета ГИТИСа. В 80-е годы прошлого века работал диктором и режиссером в Главной дирекции программ Всесоюзного радио. В 1990 году ушел на первую в России музыкальную радиостанцию «Европа Плюс», где начал свою карьеру сначала с диджея, а затем дослужился до должности генерального продюсера. Был также генеральным продюсером радиостанции «Хит FM». Затем перешел на «Первый канал», заняв пост директора дирекции музыкального вещания. В 2009 году был исполнительным продюсером конкурса песни «Евровидение». Много раз комментировал этот конкурс. Участвовал в создании таких популярных шоу, как «Фабрика звезд», «Золотой граммофон», «Голос».
Никита действительно был 16-летним подростком, когда его пригласили сниматься в «Вам и не снилось…».
Он родился в 1964 году в Москве. Родители развелись, когда Никите не исполнилось и трех лет. Мама — Алевтина Ивановна, расставшись с первым супругом кинодокументалистом Александром Михайловским, вышла замуж за ленинградского режиссера Виктора Сергеева, который в свое время возглавлял «Ленфильм». Они стали жить в Ленинграде. Никита поддерживал хорошие отношения и с отцом, и с отчимом. Когда пришло время получать паспорт, он выбрал фамилию родного папы и стал Никитой Михайловским. Но отчество сохранил отчима — Викторович. Именно Виктор Сергеев привел однажды семилетнего мальчика на съемочную площадку ленты «Ночь на 14-й параллели». Мальчик неожиданно чутко и артистично сыграл роль сына Валентина Гафта, который играл в фильме главного героя. Но уже до этого он стал сниматься для журналов детской одежды в качестве фотомодели.
Роль Ромы, сделавшая молодого человека суперпопулярным в СССР, открыла для него путь в кино. Но сначала ему надо было получить профессиональное образование. Никита без проблем поступил в ЛГИТМиК, где прекрасно учился. Параллельно с погружением в профессию, Никита много рисовал, писал сказки и стихи. Он рано женился. Первой женой Михайловского стала студентка того же института Анастасия, впоследствии выбравшая профессию модельера. Позже она часто вспоминала бывшего супруга с теплотой и нежностью, хотя прожили они вместе всего три года, а затем расстались. «Мы необычно познакомились, — вспоминала Анастасия Михайловская (она оставила фамилию мужа после развода). — Вместе с общими друзьями пришла к нему в гости, и вы не поверите, но у него был небольшой сердечный приступ. Видимо, я настолько его сразила, подумала тогда я. Вначале все решили, что он притворяется, но потом пришлось даже «скорую помощь» вызывать». Счастливым отцом дочки Сони Никита Михайловский стал в 1986 году.
Молодая семья жила у родителей Насти, и это вызывало определенные сложности. Никита много внимания уделял своим друзьям. Человек эмоционально открытый, он считал дружбу и верность невероятно важными составляющими своей жизни. И даже позволял друзьям жить в его собственной квартире. И это вызывало недовольство всех родственников. Отец Никиты Александр Михайловский отмечал, что среди многочисленных друзей его сына было слишком много людей случайных, которые хотели погреться в лучах славы Никиты или преследовали какую-то иную выгоду. Сам же Никита всем верил безоговорочно, приходил на помощь, выручал деньгами, брал на себя проблемы и неурядицы других людей, иногда полностью игнорируя собственные интересы. Друг актера, режиссер Борис Юхананов рассказывал, что Никита умел любить людей, а это редкий дар. «Его хватало не только на дорогих ему женщин, но и на многочисленные письма и звонки поклонниц, которые не оставляли его в покое еще лет пять после выхода «Вам и не снилось…», — вспоминал Борис.
В 1986 году Михайловский с отличием окончил ЛГИТМиК. В течение нескольких последующих лет он много снимался, но в небольших ролях в фильмах «Ради нескольких строчек», «Зонтик для новобрачных», «Акселератка», «Выйти замуж за капитана», «Эсперанса», «Мисс миллионерша», «Караул», «Палач» и других.
Михайловский вернулся и к своему юношескому увлечению живописью. И именно благодаря ей познакомился с начинающей художницей Катей, которая впоследствии стала его женой. «Познакомились мы в Пскове, — вспоминала супруга актера. — Никита снимался в каком-то фильме и в свободный час зашел в местный выставочный зал посмотреть картины. Каким он был? Невероятно остроумным, фонтанирующим и светящимся. Он весь был в своем творчестве, столь разностороннего человека я не встречала». Супруги впоследствии стали устраивать совместные выставки, активно занимались благотворительностью. Деньги, вырученные от продажи картин, шли на помощь онкобольным детям в России. По злой иронии судьбы, в 1990 году у Никиты Михайловского была обнаружена лейкемия. Первым, кто узнал о диагнозе и поддержал Никиту, был его отец: «Никита отреагировал очень мужественно и достойно, без истерии, — говорил он. — Я тогда сказал ему: «Никита, это болезнь, которая лечится». Но на его лице не было оптимизма».
Требовалась пересадка костного мозга — операция очень сложная и дорогостоящая. Деньги собирали всем миром — помогали известные люди. Средств не хватало, но при помощи русских эмигрантов в Великобритании удалось обратиться за помощью к самой Маргарет Тэтчер. Премьер-министр отреагировала, деньги выделили. Но, несмотря на все усилия, спасти актера так и не удалось. Никита Михайловский ушел из жизни почти сразу после своего 27-го дня рождения. Перед смертью он обвенчался с Екатериной. «Я рисовала Никиту до его самого последнего вздоха, — рассказывала вдова. — Его лицо менялось на глазах, оно, как будто транслировало не прожитую им жизнь, не достигнутый возраст. Он сильно изменился, стал жестче, безобманнее. Боялся ли он смерти? Не знаю. Наверное, нельзя не бояться смерти, но он к ней был готов».
Никита Михайловский был похоронен под Санкт-Петербургом на Комаровском кладбище. На его могиле был установлен чеканный крест, созданный по рисункам Екатерины Михайловской.
Тридцать пять лет назад на экраны вышел трогательный фильм, рассказывающий о первой любви двух школьников. По результатам опроса журнала «Советский экран» он был признан лучшей картиной 1981 года. Актеры «Вам и не снилось», исполнившие главные роли, мгновенно стали знаменитыми, а на ленту обрушилась всесоюзная слава. Советские критики негодовали, усмотрев в мелодраме пропаганду любви в подростковом возрасте. Невероятно светлая история была признана аморальной, но время расставило все по своим местам, и сейчас эта искренняя картина трогает до глубины души современных зрителей.
Надо отметить, что фильм Ильи Фрэза был снят по повести Галины Щербаковой. Она написала несколько произведений, о которых никто не знал, так как ни одно издательство не захотело их печатать. Однажды, услышав историю о том, как старшеклассник полез к своей возлюбленной по водосточной трубе и сорвался с нее, она поняла, что знает, о чем будет будущая книга.
Так родилась повесть, которую окрестили современной версией трагедии Шекспира о Джульетте и Ромео (причем даже имена влюбленных созвучны – Роман и Юлия). Произведение было опубликовано в журнале «Юность». Правда, чтобы история увидела свет, автору пришлось изменить по просьбе редактора издания финал произведения, где главный персонаж погибает.
Мгновенно получившая популярность повесть заинтересовала маститого Фрэза, выпустившего к тому времени 13 фильмов и признавшегося в любви с первого взгляда к этому небольшому произведению. Режиссер не очень хотел, чтобы его будущую картину хоть как-то связывали с шекспировской трагедией, и поэтому он переименовывает главную героиню в Катю, точно зная, что его фильм будет о современной молодежи. Не все шло гладко, но все-таки режиссер приступает в Москве к экранизации лирической драмы о любви под названием «Вам и не снилось».
Актеры вспоминали, что прошли много кастингов, в которых писательница не принимала участия, но Фрэз показывал ей все пробы, ничего не утаивая. Лирично настроенный режиссер с особым мироощущением сделал упор на более возвышенных отношениях молодых людей, по сравнению с первоисточником.
Режиссер словно снимал поверхностный слой с героев, обнажая их чистые сердца. И вот уже Роман, подтрунивающий над любовными бреднями, понимает, что его захлестнуло первое юношеское чувство, а Катя, скептически относящаяся к проявлению нежности между мамой и отчимом, обнаруживает в себе способность быть другим человеком.
Под свою защиту корифей детского кино берет молодежь, которую так часто обвиняют в незрелости и безответственности. В книге отношения школьников лишены целомудрия, чего нельзя сказать о чувствах главных героев в мелодраме «Вам и не снилось». Актеры проникновенно играли, показывая чистые и красивые отношения молодых людей, и благодаря их потрясающему таланту фильм приобрел особое очарование. Именно такую романтическую атмосферу создал Илья Фрэз, возвращая понятию «любовь» свое первоначальное значение.
Картина, в которой играющие школьников актеры «Вам и не снилось» бросают вызов старшему поколению, пронизана светлыми нотами. Фильм, повествующий о любви, очищенной от всего наносного и будничного, будоражит и по сей день, а проникновенная песня, в которой есть слова о вечном законе, побеждающем смерть, звучит рефреном на протяжении всего действа.
Надо сказать, что после выхода картины Кузнецова испытала смешанные чувства: «Я люблю и одновременно ненавижу фильм «Вам и не снилось»». По ее словам, актеры играли так, что казались совершенством, и съемочная группа просто рыдала. Удивительно, но 16-летний подросток Никита Михайловский, как казалось, знал о любви гораздо больше, чем уже замужняя на тот момент актриса Татьяна Аксюта. Он жил в каждом кадре, пропуская все эмоции своего персонажа через себя.
На роль главного героя претендовали тысячи мальчишек, но ни один не устраивал требовательного мастера. Режиссер был в отчаянии, ведь он искал актера, который смог бы передать характер Романа, предстающего настоящим рационалистом, не верящим в любовь. Интересный персонаж живет рассудком, а не сердцем, и сетует на то, что все «стали похожими друг на друга».
Совершенно случайно на пробы попал мало кому известный 16-летний Никита Михайловский, снимавшийся в эпизодических ролях. Режиссер увидел его взгляд и понял, что этот мальчик сможет показать сильные чувства. Школьник очаровал Фрэза и всю съемочную группу своей непосредственностью и тут же был утвержден на роль Романа в ленте «Вам и не снилось». Актеры, за плечами которых уже были успешные проекты в кино, тепло приняли мальчика с непростой судьбой: родители развелись, а несколько лет назад у него умерла мать, и Никита очень болезненно переживал невосполнимую утрату.
На роль главной героини, переехавшей с семьей в новую квартиру и начавшей учиться в одной школе с Романом, была утверждена Татьяна Аксюта – 23-летняя выпускница театрального вуза, ставшая знаменитой после выхода картины на широкие экраны. Это была первая серьезная роль девушки, и обрушившаяся популярность ей не понравилась.
Письма, которые приходили студентке, не радовали ее мужа, а сама она признавалась, что не смотрит романтическую мелодраму «Вам и не снилось».
Актеры и роли, сыгранные юными талантами, полюбились публике, хотя и не все зрители были на стороне влюбленных, восставших против разлуки.
Лидия Федосеева-Шукшина, сыгравшая маму Романа, всеми силами пытается оградить сына от влияния Кати – дочки женщины, с которой ее мужа связывали когда-то романтические отношения. Популярная артистка давно считает своей любимой картиной фильм «Вам и не снилось». Актеры и роли, которые они исполняли, надолго запали в души зрителей, а игра Лидии произвела неизгладимое впечатление.
У сильно любящей своего ребенка женщины зарождается стойкая неприязнь к девочке. Узнав, что Рома встречается с ней, мать пытается сделать все, чтобы влюбленные расстались. Она даже переводит сына в другую школу, но действия не приносят желаемого результата, и тогда Вера Васильевна решается на отчаянный шаг – отправляет мальчика в Ленинград, якобы затем, чтобы ухаживать за больной бабушкой. Но мать даже не подозревает, как расставание усиливает подлинные чувства. Считающая свою героиню ослепленной любовью, Федосеева-Шукшина невероятно радовалась тому факту, что школьники остаются живы, ведь в конце повести Роман погибает. Народная артистка периодически снимается в сериалах и воспитывает внуков.
Татьяна Аксюта (Голубятникова), муж которой занимает высокий пост на Первом канале, родила дочку Полину и продолжала сниматься в кино, однако ее необычная внешность и миниатюрность сыграла с ней злую шутку. Все режиссеры хотели видеть актрису в роли маленьких девочек и не предлагали ей ничего нового. В какой-то момент она поняла, что устала от своего амплуа.
Постепенно ее карьера пошла на спад, и от былой популярности не осталось и следа. Однако Татьяна ни разу пожалела, что из нее не вышла суперзвезда: «Я радуюсь за других актрис, которым достались прекрасные роли. Наверное, я лентяйка, и у меня нет никакого тщеславия». После того как Аксюта оставила кинематограф, она нашла свое призвание в педагогике и сейчас ведет театральный кружок, обучая азам актерской профессии детей.
Никита Михайловский, что называется, проснулся знаменитым. Целеустремленный молодой человек, у которого появилась миллионная армия поклонниц, поступил на актерское отделение и продолжил сниматься в кино. Это был настоящий талант, успевавший писать стихи, сказки и много рисовать. Его личная жизнь складывалась удачно, как и карьера, а вскоре у счастливых новобрачных родилась дочка.
Юношу с горящими глазами захватывала не только игра в кино и театре, но и живопись, благодаря которой Никита знакомится с художницей, ставшей его новой спутницей и последней любовью. В 1990 году грянул гром – у актера обнаружили лейкемию, и этот диагноз прозвучал как приговор. Вдова Михайловского вспоминала, что на операцию по пересадке костного мозга денежные средства собирали всем миром, а русские эмигранты из Великобритании даже обратились за помощью к М. Тэтчер. Однако, несмотря на все усилия, спасти юношу не удалось. Никита умер через год, в 27 лет, когда перед ним только открывались новые перспективы роста.
«Донор света», как его называли родные и друзья, в последние годы жизни взял себе псевдоним Роман, отдавая дань памяти известному фильму. Он просил жену верить, что у него все будет хорошо: «Мой герой выжил, и я останусь жить».
Фрэз четко знал, кто должен сниматься в роли матери Кати, и ждал, пока Ирина Мирошниченко восстанавливалась после автомобильной аварии. Известная артистка была несказанно рада этой роли.
Актриса, разбившая множество сердец, побывала замужем три раза и все время откладывала рождение ребенка, думая только о карьере. К сожалению, актеры фильма «Вам и не снилось» сейчас мало снимаются в силу своего возраста и загруженности, вот и Ирину Мирошниченко нельзя увидеть в кино или театре. Но прекрасно выглядящая женщина занимает себя тем, что пишет книги и сочиняет музыку. Она совершенно не ощущает своего возраста, постоянно двигаясь вперед.
Евгений Герасимов, выступивший в роли отчима Кати, узнал, что его партнершей будет красавица-блондинка, и без раздумий согласился на съемки. Сыгравший более 60 ролей в кино и снявший несколько картин в качестве режиссера, он был депутатом Московской городской думы и занимался проблемами российской культуры.
Популярная актриса Елена Соловей в фильме сыграла одинокую учительницу русского языка, переживающую за своих ребят. Так случилось, что в 1991 году, на пике своей карьеры, звезда русского кино уехала в Америку со своей семьей. Сейчас она живет в Нью-Йорке и преподает русский язык эмигрантам.
Не все артисты дожили до 35-летнего юбилея фильма. Альберт Филозов, которого зрители помнят как Константина Лавочкина – отца Романа, скончался 11 апреля этого года.
Актеры фильма «Вам и не снилось» мешками получали признания в любви, и не только. Например, Федосеевой-Шукшиной писали учителя, ставшие на сторону родителей и школы. Педагоги обвиняли влюбленных в зацикливании на своих чувствах и утверждали, что видели на своем веку множество таких историй, закончившихся ничем. А некоторые зрительницы даже узнали себя в роли матерей, пытающихся любой ценой заставить ребенка жить по правилам взрослых.
Пропитанный любовью фильм, в котором главные герои прошли через множество испытаний, до сих пор любим зрителями. Уважительный разговор о культуре чувств, начатый авторами, привлек и социальной значимостью проблемы современной молодежи. Нельзя не отметить положительный заряд главного героя, ведь именно благодаря потрясающей игре Михайловского получила зрительскую любовь картина «Вам и не снилось».
Судьба актеров трогательной мелодрамы сложилась по-разному, но преданные поклонники помнят об артистах, не просто сыгравших в кино, а проживших целую жизнь в великолепном шедевре, за который и современники отвешивают им низкий поклон.
Выход на экраны картины Ильи Фрэза «Вам и не снилось…» в 1980 году стал настоящей сенсацией. Зрители восприняли историю светлой любви старшеклассников, которых сыграли Татьяна Аксюта и Никита Михайловский, на «ура». Мало кто мог удержаться от слез на финальных кадрах.
Критики и журналисты, напротив, разнесли новую картину в пух и прах: романтику выставили пошлостью, много было сказано о пропаганде разврата, хотя кино получилось удивительно чистым, нежным и светлым. Его и спустя тридцать с лишним лет пересматривают и плачут, невольно проводя параллели между судьбой главного героя и юного актера, его сыгравшего.
Конечно, всенародную любовь фильму обеспечила работа автора повести «Вам и не снилось» Галины Щербаковой и режиссера Ильи Фрэза. А на съемочной площадке всех удивлял девятиклассник Никита Михайловский, исполнявший роль Романа. Откуда в этом школьнике такое глубинное понимание любви-ответственности, такая пронзительность и искренность? Даже профессиональная актриса Татьяна Аксюта, 23-летняя замужняя женщина, игравшая девочку Катю (Юльку из повести решили переименовать, чтобы убрать ассоциации с Ромео и Джульеттой), должна была отработать несколько дублей, чтобы сцена получилась достоверной. А этот подросток не играл – он жил, он был Ромкой, страдающим, думающим, любящим беззаветно. Было такое ощущение, что ему ведомы все тайны человеческих отношений…
Способность Никиты мгновенно вникать в суть, пропускать все через собственное сердце, через душу была замечена еще в детстве и его родным отцом, и отчимом.
Родители Никиты разошлись, когда мальчику было всего три года. Новый муж мамы – ленинградский режиссер Виктор Сергеев – стал для парня любящим отцом. Но и родной папа – талантливый документалист Александр Михайловский – не терял близости с сыном. Так и получилось, что мальчик буквально купался в любви близких. У него, по сути, было два папы, и оба трепетно следили за его развитием, вели по жизни, помогали и поддерживали.
В шесть лет Никита впервые оказался под беспощадным светом софитов: мальчика с выразительным лицом с удовольствием снимали для журналов детской одежды, он работал манекенщиком и моделью.
Фото из журналов 70-х годов. Из личного архива Елены Тузовой
А в семь лет Виктор Сергеев привел приемного сына на съемочную площадку: ребенку предстояло стать напарником самого Валентина Гафта – сыграть его сына в картине «Ночь на 14-й параллели».
Кадр из фильма А. Шахмалиевой «Дети как дети», в ролях – М. Сергеечева Н. Михайловский
Безоблачное детство окончилось рано – со смертью мамы. Никите тогда было 14 лет, и он очень тяжело пережил потерю. Рядом всегда были оба папы. При получении паспорта Никита решил взять отчество своего отчима – Викторович – и фамилию родного отца – Михайловский.
После окончания школы дорога, открывавшаяся перед юным Никитой, звездой фильма «Вам и не снилось», была очевидной: только в артисты! И юноша без особого труда стал студентом ЛГИТМиКа, легко и с радостью учился, полностью погрузившись в мир театра и кино.
В жизни этого одаренного мальчика все происходило очень рано. Уже в двадцать два года, женившись на однокурснице Насте, он стал отцом очаровательной девочки Сони. Хотя прожил Никита с Настей всего три года, Анастасия Михайловская всегда вспоминала о нем тепло и с благодарностью.
После окончания института Никита снялся еще в нескольких картинах, но, конечно, такого оглушительного успеха, как после «Вам и не снилось…», уже не было. Гораздо интереснее, по его собственному признанию, ему было играть в театре, а за кинороли он брался больше ради заработка. Кроме того, Никита увлеченно рисовал, сочинял стихи и сказки.
Кадр из фильма «Зонтик для новобрачных» Р. Нахапетова. В ролях – В. Глаголева, Н. Михайловский
И его второй женой стала художница по имени Катя. Вдвоем они устроили выставку живописных работ, всю выручку от которой направили в фонд больных раком детей. А вскоре, как злая насмешка судьбы, — лейкоз… Никите необходима была очень дорогая операция, сделать которую могли только лондонские врачи. Друзья Никиты начали сбор средств, и у них получилось – после того как они обратились к русским эмигрантам в Лондоне, а потом и к самой Маргарет Тэтчер. Но операция уже ничего не решила.
В возрасте 27 лет влюбленного мальчика из «Вам и не снилось…» не стало. Жена Катя, с которой Никита обвенчался, уже будучи больным, до последнего дня была рядом, рисовала Никиту, поддерживала его. Она вспоминала потом, что в эти нелегкие дни лицо мужа менялось на глазах, на нем будто проступали черты более взрослого, пожившего Никиты, — такого, каким ему не суждено было стать.
Все, кто знал Никиту Михайловского, не устают рассказывать о его удивительно тонкой душе, невероятной доброте и способности не просто понимать боль других людей, а пропускать ее через себя. Его любили все – его невозможно было не любить: такой свет излучал этот мальчик.
Квартира, принадлежавшая Никите после смерти мамы, постоянно была заполнена представителями актерской братии, которым негде было жить. Сам же Никита обитал вместе с первой женой Настей у Настиной мамы. Однажды теща попробовала намекнуть Никите, что молодым лучше жить отдельно: «У тебя же есть своя квартира». На это Никита спокойно ответил: «Вы же знаете – там живут мои друзья». К понятию «дружба» он относился очень серьезно – так же, впрочем, как и к любви. Его души хватало на всех. Он действительно умел любить – и любил весь мир: птичку на ветке, незнакомого плохо одетого мальчика на улице, которому он однажды отдал свою куртку, жену, дочку, присылавших восторженные письма поклонниц, друзей, родителей… Чистой и жертвенной любовью.
В Москве скончалась писательница Галина Щербакова. Она известна как автор повести «Вам и не снилось», послужившей основой для популярного одноименного фильма. Цитатами из фильма говорило поколение 80-х, а музыка звучала из каждого окна.
Именно после выхода на экраны картины Ильи Фрэза об учительнице литературы из Челябинска узнала вся страна. В последующие годы Щербакова написала более 20 книг, которые читатели буквально сметали с прилавков. Однако визитной карточкой писательницы на всю жизнь осталась повесть о современных Ромео и Джульетте, которая оказалась советскому человеку ближе, чем произведения классика английской литературы.
Не в журнал, так в кино
До появления повести «Вам и не снилось» Щербакова написала несколько серьезных произведений, которые никак не принимали в печать, и тогда она решила попробовать беспроигрышную тему – легкую любовную историю. Прообразом главного героя, Ромы Лавочкина, стал сын писательницы, учившийся в десятом классе. Однажды он полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж. Оставив послание на ее балконе, он уже стал спускаться, но на середине пути труба развалилась. К счастью, обошлось все без серьезных травм.
Написав повесть в считаные дни, Щербакова отнесла ее в редакцию журнала «Юность», но ответа от главного редактора так и не дождалась. Тогда отчаявшаяся писательница решила отправить ее на студию им. Горького. На конверте она написала «Сергею Герасимову», это был единственный человек, имя которого она знала на студии. Через три дня ей позвонила жена прославленного режиссера Тамара Макарова и пообещала, что сделает все возможное, чтобы фильм увидел свет. Спустя еще два дня Галина Щербакова уже обсуждала детали сценария с известным режиссером детских фильмов Ильей Фрезом, пишет kp.ru.
Когда режиссер обратился в Госкино с намерением снять экранизацию повести, ему категорично заявили: «Влюблённых зовут Роман и Юлия? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!». Пришлось, переименовать Джульетту, то есть Юльку, в Катю.
Когда съемки уже начались, писательница не выдержала и решила узнать у редактора «Юности» Бориса Полевого, почему ее повесть оставили без внимания. «Знаете, Галина, — сказал он, — я прошел войну и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть. А вдруг после нее все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон? Финал у вас уж больно мрачный. «. После этого писательница переписала последние несколько предложений. Если в первом варианте главный герой умирает, то во втором концовку можно было трактовать так, будто он просто теряет сознание. Уже через два месяца повесть опубликовали.
В поисках героя
Илья Фрез очень долго искал исполнителя на роль Ромы Лавочкина. Вместе с Галиной Щербаковой режиссер отсмотрел тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Татьяну Аксюту на роль Кати, пришла новость о том, что в Ленинграде есть очень подходящая кандидатура – 16-летний Никита Михайловский. Он учился в школе и, соответственно, не имел актерского образования, кроме нескольких детских ролей в кино.
На пробах Никита покорил всех своей естественностью, и его сразу же утвердили. Галина Щербакова вспоминала: «Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский еще учился в школе. Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актерствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».
Финал: с минуса на плюс и обратно
Большую часть фильма снимали на юго-западе Москвы, в тех же местах, где когда-то проходили съемки фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром» и «Покровские ворота». Для школьных эпизодов выбрали школу № 780 в Ясенево. В фильме ясеневских школьников можно увидеть на школьном стадионе в сцене, где мать Романа разговаривает с директором школы. На время съемок пришелся субботник, и как только стало известно, что в директорском кабинете снимается кино, на задний двор кинулись два класса. А поскольку особого мусора для уборки найти не могли, школьники, чтобы попасть в кадр, начали катать стоявшую там деревянную катушку.
Финальную сцену снимали в двух городах – Москве и Ленинграде. Герой Никиты Михайловского срывается с подоконника в Ленинграде, а падает на землю уже в столице.
В оригинальной повести Рома намеренно прыгает из окна, в фильме же он оступается, когда пытается привлечь внимание Кати, стоящей на улице. Если в книге он падал с третьего этажа, то в фильме, когда Рома забирается на окно, видно, что оно находится на самом верхнем этаже. Финальный же кадр фильма показывает, что этот дом шестиэтажный, пишет kinopoisk.ru.
Уже во время съемок финал экранизации решили изменить по просьбе читателей. По новому сценарию, Рома оступается и падает в огромный снежный сугроб. Увидев это, Катя подбегает к нему, пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег.
Многие поклонники фильма отмечают, что он вряд ли получился бы таким проникновенным, если бы не музыкальное сопровождение. Песня «Последняя поэма», музыку к которой написал Алексей Рыбников, получила известность и неслыханную популярность в стране. Композитор вспоминал, что на создание этого произведения его натолкнуло творчество Рабиндраната Тагора: «Я был поражён, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…»
После выхода фильма «Последнюю поэму» можно было услышать из каждого окна, причем в двух вариантах исполнения: Ирины Отиевой и ВИА «Ялла». «Последняя поэма» вышла в финал фестиваля «Песня года-1981».
Недолгая слава Никиты Михайловского
Фильм о любви двух советских подростков имел просто оглушительный успех. По опросу журнала «Советский экран», его признали лучшим фильмом 1981 года. Исполнители главных ролей стали всенародными любимцами. Никита Михайловский, юноша с тонким лицом и взрослыми, грустными глазами, стал кумиром миллионов советских девчонок. Между тем, критиков потрясло не только редкое обаяние Никиты, но и его способность не играть, а проживать жизнь героя в буквальном смысле этого слова.
Через десять лет после съемок «Вам и не снилось» Михайловский внезапно заболел лейкозом. Друзья и поклонники через газеты собирали ему деньги на операцию, помогли Гостелерадио, Борис Ельцин и галерея «Марс», пишет ozon.ru.
Никиту отправили в одну из клиник Лондона, однако все усилия врачей спасти жизнь молодого актера оказались безрезультатными. В актерской среде говорили, что актер сам навлек на себя схватку со смертью. Сайт актеров советского кино приводит слова Татьяны Аксюты: «Мы еще даже толком не знали сюжет, когда приступили к съемкам ночной сцены в «кафе-стекляшке», где Катя и Ромка рассуждают о войне, о последней корочке хлеба, о смерти: Катя сказала: «Давай умрем вместе, в один день». «Нет, я мужчина, я первый», — ответил Ромка. Как странно: это происходило практически в первый съемочный день, мы почти не понимали, о чем идет речь, а Никита произнес слова с такой недетской уверенностью. Для него эта фраза оказалась роковой».
«Режиссёр Илья Фрэз был корифеем детского кино и любил делать по 5-6 дублей. Доходило до смешного. Лена Майорова, которая вообще не переносила репетиций, играла соседку, с которой у нас происходит такой диалог в подъезде у почтового ящичка: „Кать, к тебе тут парень приходил“. „Ромка?“ — отвечаю я. „Не знаю, не представился. Звонил, пока не прогнала“. Первый дубль, второй, третий… В конце концов она заплетающимся языком выдаёт: „Кать, к тебе тут парень приходил“. — „Ромка?“ — „Не знаю, звонил, пока не представился“. Хотя были и импровизации: мой венок, например, возник совершенно неожиданно. Нас собрали всех в парке к 9 часам, но, пока всё приготовили, установили камеры, уже давно обед прошёл, и я от нечего делать сплела такой огромный венок из зелёных листьев. И все ахнули: „Ой, как здорово, давайте снимать в венке!“.
Фильм снимали с последних сцен, актеры не всегда понимали сами, что говорят. Была сцена в „стекляшке“ для таксистов, где актриса ночью разговаривает с Никитой Михайловским, игравшим Ромку, про войну и про то, кто из нас первый умрёт… Для Никиты эта фраза стала судьбоносной».
Когда Никите Михайловскому исполнилось 27 лет, он умер от рака. Жизнь Елены Майоровой тоже прошла трагически — она покончила с собой.
В этом чудесном фильме был прекрасный актерский коллектитв: Ирина Мирошниченко, Лидия Федосеева-Шукшина, Альберт Филозов, Любовь Соколова, Татьяна Пельтцер, Елена Соловей, Леонид Филатов.
Странно, но Татьяна не любит говорить о кино, который принес ей всемирную известность. Однако она призналась:
«Первые пять лет я вообще не могла на себя на экране смотреть. На премьерных показах, где мы должны были присутствовать, на других смотрела, а на себя — только сквозь пальцы. Это как слушаешь свой голос на кассете и не узнаёшь его, думаешь: „Боже, неужели это я?“ Всё какое-то фальшивое, ненастоящее».
С Татьяной Ивановной Пельтцер Аксюта сыграла еще несколько раз. Как она признаётся: «Мы так сблизились, что, когда я была в положении, она стала первым человеком, которому я об этом рассказала».
После фильма «Вам и не снилось…» Аксюта стала очень популярной.
«Мне стали писать письма, встречать на улицах. Все-то думали, что я маленькая школьница, а я уже давно была замужней дамой! Поэтому школьники донимали страшным образом — приходили домой, встречали у театра. Один „телефонный мастер“ любил приходить чинить телефон. Ужасно это всё было. На письма, правда, я иногда отвечала, не на все, конечно».
После фильма «Вам и не снилось…» Аксюта снялась в картине «Сказке странствий» с Андреем Мироновым. Отсняли они, правда, тогда 2 серии, а показали лишь одну, поэтому многие интересные сцены зритель не увидел.
Актрисе понравилось сниматься в этом фильме, так как там присутствовали экстремальные ситуации. У нее даже была своя дублерша- каскадер. Однако, актриса предпочитала выполнять трюки самостоятельно.
Когда снимали на Ай-Петри в Крыму, то повесили сетку, в которую Татьяна с Мироновым должна была падать, он Миронов боялся высоты.
Сейчас Татьяна дружно живет с мужем, у них выросла прекрасная дочь. Вместе они счастливы. Пожелаем успехов и долгих лет жизни актрисе.
В снятый по ее книге фильм влюбились миллионы зрителей
Не стало автора одной из самых красивых историй любви нашего времени: сегодня, 23 марта скончалась писательница Галина Щербакова. Не так давно 78-летняя Галина Николаевна перенесла тяжелейшую полостную операцию. Здоровье ее стремительно ухудшалось. С утра к ней в ее квартиру на Бутырской улице столицы вызывали врача, однако спасти ее уже не удалось.
— Мне нужно жить ради мужа, — призналась писательница в январе этого года в интервью «Комсомольской правде». Супруг Галины Николаевны в прошлом году перенес инсульт и нуждался в постоянном уходе.
Галина Щербакова — автор более 30 книг. Ее первая повесть — «Вам и не снилось» – стала одновременно и самым знаменитым ее произведением. Когда на киностудии имени Горького был снят одноименный фильм (режиссер — Илья Фрэз ), то он сразу стал лидером проката (26,1 млн. зрителей). По опросу читателей журнала «Советский экран» картина была названа лучшим фильмом 1981 года, а на Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе получила главный приз.
В героев фильма, снятого по сюжету Галины Щербаковой, влюбилась вся страна
Среди других книг Галины Щербаковой — повести, романы: «Дверь в чужую жизнь», «Актриса и милиционер», «Армия любовников», «У ног лежачих женщин», «Косточка авокадо», «Подробности мелких чувств», «Митина любовь», «Кровать Молотова», «Не бойтесь! Мария Гансовна уже скончалась», «Радости жизни», «Восхождение на холм царя Соломона с коляской и велосипедом», «Подробности мелких чувств».
Галина Щербакова родилась и выросла на Украине. Закончив педагогический институт в Челябинске, несколько лет работала учительницей русского языка и литературы, потом в газете.
— Я трудоголик и графоман одновременно, — рассказывала Галина Николаевна в одном из интервью, — Сам процесс «выведения» слов — радость. У меня есть компьютер, но работаю я по старинке, авторучкой. Пишу достаточно быстро. Вообще-то я человек коммуникабельный. Люблю хорошую компанию, интересных людей. Но «тусовки» – это не мое, это совсем другое. Это прежде всего демонстрация амбиций, успеха, шляп и машин. Мне там неловко. Я «безлошадница», и там не в своей тарелке. Я из эпохи «кухонь».
«До «Вам и не снилось» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать», — рассказывает историю знаменитой картины Wikipedia.org, — И тогда она решила написать легкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток.
Обложка книги Галины Щербаковой «Вам и не снилось»
Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын десятиклассники полез по водосточной трубе к своей первой любви на шестой этаж. Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз, и на середине пути она развалилась. Но, к счастью, всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ — мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала «Вам и не снилось» и отнесла повесть в редакцию журнала «Юность». Когда прошло несколько месяцев, а повесть не печатали, Щербакова махнула на всё рукой, запечатал рукопись в конверт от журнала «Америка» и отправила её на киностудию имени Горького. На конверте написала « Сергею Герасимову », потому что никого другого на студии она больше не знала. И тут все завертелось с бешеной скоростью. Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова разговаривала уже со сценаристом Ильёй Фрэзом .
Перед началом съёмок Щербакова не выдержала и пошла к редактору «Юности» Борису Полевому . Он, выслушав её вопросы, сказал: «Знаете, Галина, я прошел войну и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть. А вдруг после нее все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон? Финал у вас уж больно мрачный. » Узнав, что дело только в финале, Галина взяла с его стола рукопись, вышла из кабинета и прямо на коленках переписала последние несколько предложений. Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-своему (Ромка либо умирает, либо теряет сознание). Спустя два месяца, уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была опубликована».
В повести Катю зовут Юлей. Тем самым Щербакова хотела придать именам главных героев своеобразную аллюзию с Ромео и Джульеттой. Рабочим названием сценария, над которым Щербакова работала вместе с Фрэзом, было «Роман и Юлька». В процессе работы Щербакову вызвали в Госкино, где ей категорично заявили: «Влюблённых зовут Роман и Юля? Это что же вы себя Шекспиром возомнили? Не бывать этому!». Джульетту, то есть Юльку, пришлось заменить на Катю. Но какое имя ни дай героине, это история Ромео и Джульетты нашего времени.
По опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей картиной 1981 года. Зрители рыдали над перипетиями судьбы мальчика Ромы и девочки Кати (в повести главную героиню, кстати, зовут Юля, но тогдашние чиновники от Госкино усмотрели в этом отсыл к шекспировским Ромео и Джульетте и потребовали найти для героини новое имя).
В фильме сыграли Лидия Федосеева-Шукшина, Леонид Филатов, Елена Соловей, Альберт Филозов, Ирина Мирошниченко. Они уже в 80-е годы прошлого века были известными. А вот как сложилась судьба актеров, исполнивших роли влюбленных подростков, вспоминает сегодня «РГ».
Когда Татьяне Аксюте предложили сыграть девочку-старшеклассницу, актрисе было 23 года. И она уже была замужней женщиной. Но из-за своей природной миниатюрности Татьяна всегда выглядела намного моложе своих лет.
Таня родилась в Москве в 1957 году. С детства любила поэзию, даже сама пробовала писать стихи. О кино стала мечтать тоже с юных лет. И сразу же после окончания школы поступила в государственный театральный институт имени Анатолия Луначарского. Впервые в кино Татьяна снялась в 1977 году, исполнив эпизодическую роль в фильме «Перед экзаменом». Роль десятиклассницы Кати стала ее первой серьезной и самой звездной в кино. После выхода картины на Татьяну обрушилась настоящая слава: поклонники караулили ее у подъезда, засыпали письмами, на которые она физически не могла ответить, встречали возле театра, звонили даже в дверь квартиры. Все это ей было совсем не по душе: ей просто хотелось тихой и спокойной жизни. К тому же, она в то время уже стала молодой мамой. «Первые пять лет я вообще не могла на себя на экране смотреть, — признавалась впоследствии актриса. — На премьерных показах, где мы должны были присутствовать, на других смотрела, а на себя — только сквозь пальцы. Это как слушаешь свой голос на кассете и не узнаешь его, думаешь: «Боже, неужели это я?» Все какое-то фальшивое, ненастоящее».
Только через два года Татьяна Аксюта согласилась на съемки в еще одном фильме — приключенческой картине Александра Митты «Сказка странствий», где она сыграла с Андреем Мироновым. Фильм вышел на экраны в 1983 году. Актриса вспоминала, что множество экстремальных трюков в этой ленте ей приходилось выполнять самостоятельно, хоть у нее и была помощница-каскадерша. После Татьяна сыграла в таких фильмах, как «Прежде, чем расстаться», «Полевая гвардия Мозжухина», «Савраска». Параллельно со съемками актриса играла в Российском академическом молодежном театре, куда пришла сразу же после окончания института (тогда он еще назывался Центральным детским театром). «Я — театральная актриса, — считает Аксюта. — Театр для меня самое важное. А кино было просто случайностью и не доставляло никакого особого творческого удовлетворения. У меня же серьезных фильмов-то в жизни и не было». В театре ей, правда, тоже доставались роли в основном девочек-подростков. Хотелось бы сыграть что-то серьезное? На этот вопрос актриса однажды ответила так: «Конечно, мне хотелось играть безумные страсти. Я и в театр пришла потому, что у меня была несчастная любовь, и театр мне был нужен для того, чтобы выплеснуть куда-то свои чувства. Не поверите, но в юности я писала декадентские стихи в подражание Зинаиде Гиппиус. У меня всегда было несоответствие между моей внешностью и внутренним содержанием. Внутри я была роковой женщиной. Сейчас думаю: «Боже, как это было смешно и глупо!» Теперь я более легкий человек, чем в молодости».
Актриса никогда не огорчалась, что не стала суперзвездой. «Есть такие актрисы, которым нужно все время что-то играть, для которых трагедия, если роль досталась не им, — говорит Татьяна. — А для меня наоборот. Я радуюсь за других. И потом, я лентяйка, наверное. Думаю, хорошо бы это сыграть, хорошо бы то. Но на все надо столько времени! Нет у меня тщеславия».
Муж актрисы — Юрий Аксюта — известный музыкальный менеджер, теле- и радиопродюссер. Он — выпускник актерского факультета ГИТИСа. В 80-е годы прошлого века работал диктором и режиссером в Главной дирекции программ Всесоюзного радио. В 1990 году ушел на первую в России музыкальную радиостанцию «Европа Плюс», где начал свою карьеру сначала с диджея, а затем дослужился до должности генерального продюсера. Был также генеральным продюсером радиостанции «Хит FM». Затем перешел на «Первый канал», заняв пост директора дирекции музыкального вещания. В 2009 году был исполнительным продюсером конкурса песни «Евровидение». Много раз комментировал этот конкурс. Участвовал в создании таких популярных шоу, как «Фабрика звезд», «Золотой граммофон», «Голос».
Никита действительно был 16-летним подростком, когда его пригласили сниматься в «Вам и не снилось…».
Он родился в 1964 году в Москве. Родители развелись, когда Никите не исполнилось и трех лет. Мама — Алевтина Ивановна, расставшись с первым супругом кинодокументалистом Александром Михайловским, вышла замуж за ленинградского режиссера Виктора Сергеева, который в свое время возглавлял «Ленфильм». Они стали жить в Ленинграде. Никита поддерживал хорошие отношения и с отцом, и с отчимом. Когда пришло время получать паспорт, он выбрал фамилию родного папы и стал Никитой Михайловским. Но отчество сохранил отчима — Викторович. Именно Виктор Сергеев привел однажды семилетнего мальчика на съемочную площадку ленты «Ночь на 14-й параллели». Мальчик неожиданно чутко и артистично сыграл роль сына Валентина Гафта, который играл в фильме главного героя. Но уже до этого он стал сниматься для журналов детской одежды в качестве фотомодели.
Роль Ромы, сделавшая молодого человека суперпопулярным в СССР, открыла для него путь в кино. Но сначала ему надо было получить профессиональное образование. Никита без проблем поступил в ЛГИТМиК, где прекрасно учился. Параллельно с погружением в профессию, Никита много рисовал, писал сказки и стихи. Он рано женился. Первой женой Михайловского стала студентка того же института Анастасия, впоследствии выбравшая профессию модельера. Позже она часто вспоминала бывшего супруга с теплотой и нежностью, хотя прожили они вместе всего три года, а затем расстались. «Мы необычно познакомились, — вспоминала Анастасия Михайловская (она оставила фамилию мужа после развода). — Вместе с общими друзьями пришла к нему в гости, и вы не поверите, но у него был небольшой сердечный приступ. Видимо, я настолько его сразила, подумала тогда я. Вначале все решили, что он притворяется, но потом пришлось даже «скорую помощь» вызывать». Счастливым отцом дочки Сони Никита Михайловский стал в 1986 году.
Молодая семья жила у родителей Насти, и это вызывало определенные сложности. Никита много внимания уделял своим друзьям. Человек эмоционально открытый, он считал дружбу и верность невероятно важными составляющими своей жизни. И даже позволял друзьям жить в его собственной квартире. И это вызывало недовольство всех родственников. Отец Никиты Александр Михайловский отмечал, что среди многочисленных друзей его сына было слишком много людей случайных, которые хотели погреться в лучах славы Никиты или преследовали какую-то иную выгоду. Сам же Никита всем верил безоговорочно, приходил на помощь, выручал деньгами, брал на себя проблемы и неурядицы других людей, иногда полностью игнорируя собственные интересы. Друг актера, режиссер Борис Юхананов рассказывал, что Никита умел любить людей, а это редкий дар. «Его хватало не только на дорогих ему женщин, но и на многочисленные письма и звонки поклонниц, которые не оставляли его в покое еще лет пять после выхода «Вам и не снилось…», — вспоминал Борис.
В 1986 году Михайловский с отличием окончил ЛГИТМиК. В течение нескольких последующих лет он много снимался, но в небольших ролях в фильмах «Ради нескольких строчек», «Зонтик для новобрачных», «Акселератка», «Выйти замуж за капитана», «Эсперанса», «Мисс миллионерша», «Караул», «Палач» и других.
Михайловский вернулся и к своему юношескому увлечению живописью. И именно благодаря ей познакомился с начинающей художницей Катей, которая впоследствии стала его женой. «Познакомились мы в Пскове, — вспоминала супруга актера. — Никита снимался в каком-то фильме и в свободный час зашел в местный выставочный зал посмотреть картины. Каким он был? Невероятно остроумным, фонтанирующим и светящимся. Он весь был в своем творчестве, столь разностороннего человека я не встречала». Супруги впоследствии стали устраивать совместные выставки, активно занимались благотворительностью. Деньги, вырученные от продажи картин, шли на помощь онкобольным детям в России. По злой иронии судьбы, в 1990 году у Никиты Михайловского была обнаружена лейкемия. Первым, кто узнал о диагнозе и поддержал Никиту, был его отец: «Никита отреагировал очень мужественно и достойно, без истерии, — говорил он. — Я тогда сказал ему: «Никита, это болезнь, которая лечится». Но на его лице не было оптимизма».
Михайловский вернулся и к своему юношескому увлечению живописью. И именно благодаря ей познакомился с начинающей художницей Катей, которая впоследствии стала его женой. «Познакомились мы в Пскове, — вспоминала супруга актера. — Никита снимался в каком-то фильме и в свободный час зашел в местный выставочный зал посмотреть картины. Каким он был? Невероятно остроумным, фонтанирующим и светящимся. Он весь был в своем творчестве, столь разностороннего человека я не встречала». Супруги впоследствии стали устраивать совместные выставки, активно занимались благотворительностью. Деньги, вырученные от продажи картин, шли на помощь онкобольным детям в России. По злой иронии судьбы, в 1990 году у Никиты Михайловского была обнаружена лейкемия. Первым, кто узнал о диагнозе и поддержал Никиту, был его отец: «Никита отреагировал очень мужественно и достойно, без истерии, — говорил он. — Я тогда сказал ему: «Никита, это болезнь, которая лечится». Но на его лице не было оптимизма».
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!